РАСПИСАНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ПРОГРАММЫ К ВЫСТАВКЕ КРИСТИНЫ ПАШКОВОЙ «ЦИКЛЫ СВЯЗЕЙ — РЕ:ДЕЙСТВИЕ»

«Фабрика» представляет персональную выставку художницы Кристины Пашковой «Циклы связей — Ре:действие». В рамках выставочного проекта будет проведена серия онлайн мероприятий — паблик-токов и лекций — цель которых в очередной раз поговорить о телесности производства и истории киберфеминистского движения, а также субверсивности практик работы с текстилем и ткачества. 

Искусство и культура 16+

Все мероприятия программы пройдут на платформе Zoom. Регистрация обязательна.

 


3 февраля, 19:00 — Алла Митрофанова, лекция «Плетение и программирование. Логики и метафоры в онтологии неопределенности» (лекция пройдет на русском языке)

Алла Митрофанова — философ, культуролог, арт‑критик и публицист. Окончила исторический факультет СПбГУ. Участница и соорганизатор Киберфеминистского интернационала (1997). Соосновательница Кибер‑Фемин‑Клуба в Санкт‑Петербурге (1995). Куратор Философского кафе в петербургском Музее звука. Живёт и работает в Санкт‑Петербурге.

Фото: Кристина Пашкова, цифровой эскиз для ткачества.

 

5 февраля, 19:00 — Artist-talk: Кристина Пашкова «Глаз мастерицы» (встреча пройдет на русском языке)

Кристина Пашкова (1992, Новомосковск) — художница, живущая и работающая в Москве. Практика Кристины равноценно обращается как к истории ткачества, так и кибернетики. Ее метод основан на неочевидных связях женского ткацкого труда и самых первых компьютерных технологий. В своих работах Пашкова последовательно испытывает и соединяет аспекты кибер-визуальности со станковым и машинным ткачеством. 

Фото: Евгения Видасова

 


12 февраля, 19:00 — Йожи Столет, лекция «Ткачество: интимные интерфейсы и новая темпоральность» (лекция пройдет на русском языке)

Йожи Столет — философ, историк искусства, киберфеминистка. Автор тг-канала cyberpositive. Родилась на Урале в 1986 году, живет и работает в Санкт-Петербурге. Автор тг-канала cyberpositive

В своей лекции Йожи Столет будет рассматривать феномен ткачества – одной из первых сложных технологий, которая для многих культур была и является связанной с женщинами. Включенность женщины в повседневность мира, в качестве ткачихи была включенностью технологической. Технология – телесна и интеллектуальна. Для того, чтобы работать за ткацким станком нужны силы и вовлеченность. Из этой сцепки ткачиху/оператора могут извлечь другие силы – чары, страсть обновления мира. Отойти от станка – способ переизобрести рисунок ткани. Изобрести рисунок, связать множество нитей в единое целое. Схожим образом с помощью языка образуются смыслы и контексты, работает машина мышления. 

Телекоммуникационная революция многим обязана эволюции ткацкого станка. Сэди Плант назвала современные компьютеры “ткацкими станками будущего”. Изобретенные из наблюдений за работой жаккардовых станков современные машины имеют свои способы плести смыслы современности. Жак Деррида в “Грамматологии” пишет о каком-то принципиально новом способе связывать слова, возникшем в новой кибернетической культуре. Новый способ плетения смыслов создает условия для появления новых языков нелинейной (мульти) теморальности и загадочных ноль-объектов виртуализирующих повседневность и действующих как способ подключения к контекстам, вещам, сообществам.

Фото: Йожи Столет

 

Photographer: Aimee Shirley of Freunde von Freunden

19 февраля, 19:00 — Artist-talk: Мика Сатоми (Mika Satomi) «Вовлекая машины» (Involving the Machines) (встреча пройдет на английском с последовательным переводом на русский язык)

«Технология существует для того, чтобы каждый взламывал ее, делал вручную и изменял, чтобы она лучше соответствовала нашим личным потребностям и желаниям», — KOBAKANT

Арт-коллектив KOBAKANT исследуют, как можно использовать текстильные ремесла и электронику в качестве средства комментирования технологических аспектов современного «высокотехнологичного» общества. Они часто юморят и подшучивают над технологиями, представляя свои работы как критику стереотипов, связанных с текстильным ремеслом и электротехникой. 

Мика Сатоми представит избранные работы коллектива KOBAKANT, чьей участницей она является, и свои сольные работы, а также  расскажет о том, какой она видит роль технологий и как она хочет работать или не работать с ними. 

Мика Сатоми — художник, дизайнер и педагог, работающая в области e-textile («электронный текстиль»), дизайна взаимодействия и физических вычислений. Ее работы исследуют то, как мы относимся к технологиям и чего мы на самом деле хотим от них. Она часто сотрудничает с музыкантами и исполнителями, создавая костюмы и интерактивные системы с технологическими вставками. С 2006 года Мика сотрудничает с Ханной Пернер-Уилсон в рамках коллектива KOBAKANT, который создает художественные проекты в области e-textile и Wearable Technology Art. Она является соавтором онлайн-базы данных по электронному текстилю How To Get What You Want. В настоящее время Мика живет и работает в Берлине.

Фото: Aimee Shirley of Freunde von Freunden

 


26 февраля 2025 года, 19:00 GMT (17:00 CET) — Вибеке Вестбю, «30 лет TC2: ткацкий станок, развитие рынка, методы обучения» (на английском языке с переводом на русский) 

Вибеке Вестбю: «Я получила образование преподавателя ткачества и художника по текстилю в начале 1980-х годов. В то время художники по текстилю делали гобелены — и только их.

Я была слишком нетерпелива. В то же время я была очарована древними китайскими парчами и дамасками, сотканными на сложных станках. Они доказывали, что можно создавать тканые изображения, основанные не на гобелене, а на других техниках. В 1984 году мне предложили работу в Колледже искусства и дизайна в Осло, и там поощряли мой интерес к древним методам ткачества. Параллельно я изучала компьютерное программирование в университете в Осло. Вместе с другом мы создали Weaveplanner, одну из первых программ для проектирования плетения (1986). Вскоре я поняла, что нет ничего интересного в том, чтобы продолжать проектировать исключительно на экране компьютера — нужно попробовать это соткать.

В 1990-1992 годах я получила грант на разработку “жаккардового станка для ручного ткачества”. Финансирование осуществлялось за счет нефти, которую Норвегия добывала в Северном море. Я основала компанию Tronrud Engineering, которая построила прототип станка TC-1.

В 1995 году TC-1 стал коммерчески доступным. Его производство продолжалось 17 лет! В 1997 году я уволилась с безопасной работы в университете в Осло и сосредоточилась на станках TC.

Сейчас мы разрабатываем новые виды обучающих и тренировочных материалов для нашей растущей “TC2-семьи”. Я уверена, что это может произвести революцию в обучении ткачеству в целом, а также в том, кто станет будущими ткачами».

Фото: Vibeke Vestby

 


1 марта, 18:00  — Artist-talk: Хоуп Ванг “A Secret Third Thing” (Hope Wang) (на английском с последовательным переводом на русский)

Присоединяйтесь к встрече с художницей Хоуп Ванг “A Secret Third Thing”, где она расскажет о своем подходе к работе с цифровым жаккардовым ткацким станком TC2 как к возможности для неудач и новых открытий. Сочетая фотографию, живопись и традиционные ремесленные техники с помощью этого станка, Ванг использует машинное ткачество, ассоциирующийся с эффективностью и быстрым производством, для медленного, обдуманного созерцания. Работы Ванг часто пытаются (и иногда безуспешно) запечатлеть то, что подвержено скорому исчезновению: последние секунды солнца, садящегося за стену фабрики, или запах асфальта, запекающегося в летнюю жару. Во время встречи Ванг расскажет о том, как в ткачестве сочетается парадокс между воспоминанием и изображением — то, что получается в результате, никогда не совпадает с тем, что мы пытаемся удержать и воссоздать в ткацкой работе. Вместо этого художница старается опираться на это ускользание как на мост между вещами, а не на саму вещь. Ни сон, ни правда, а некая тайная третья вещь (A Secret Third Thing). 

Хоуп Ванг — мультимедийная художница и креативный предприниматель, живущая в Чикаго. В своей практике она исследует память, ощущение потери и тоски в постоянно меняющемся архитектурном ландшафте. 

Хоуп является создательницей и директором LMRM «loom room» — проектного пространства, цель которого — дать доступ к цифровому ткацкому оборудованию художникам из Чикаго. Хоуп интересует создание справедливых условий труда для работающих художников и возможности совместного использования ресурсов. Хоуп Ванг была удостоена грантов и стипендий от Artists Run Chicago (2024) от Hyde Park Art Center и Chicago Community Fellowship Fund (2023) от Breakout Foundation за вклад LMRM в развитие художественного сообщества города. Ее работы выставлялись по всей территории США, в том числе в Художественном центре Пилера при Университете ДеПоу в Гринкастле, Музее декоративного искусства Вилла Террас в Милуоки, Китайско-американском музее Чикаго, и других местах.

Больше о практике Хоуп Ванг можно узнать здесь. 

Фото: Khalid Ibrahim

 

__________________________________

Выставка Кристины Пашковой «Циклы связей — Ре:действие» проходит в ЦТИ «Фабрика» с 31 января по 2 марта 2025 года.

На выставке представлено жаккардовое полотно, созданное Кристиной в рамках ее резиденции в Центре художественного производства «Своды» (2023 г.), анимационное видео «Протирая глаза» и серия перформативных видео-инсталляций. 

Художественная практика Кристины Пашковой равноценно обращается как к истории ткачества, так и кибернетики. Ее метод основан на неочевидных связях женского ткацкого труда и самых первых компьютерных технологий. В своих работах Пашкова последовательно испытывает и соединяет аспекты кибер-визуальности со станковым и машинным ткачеством. 

 

Из проекта «Протирая глаза». Credit: Кристина Пашкова

 

В «Циклах связей» художница обращается к машинному процессу и связанному с ним женскому труду. Пашкова предлагает зрителям обратить внимание на те движения на видео, чья простота может скрывать за собой бОльшую символичность и амбивалентность, чем кажется на первый взгляд. Какие движения совершает тчея за станком, проводя за ним недели и месяцы? Как ведет себя ее тело, создающее полотно вместе с машиной? Насколько ее движения действительно становятся механическими, или? Практика женского, невидимого труда может содержать в себе как упорядоченность рабочих циклов, так и погрешности и остановки, которые невозможно не допустить.

Остановка, ошибка, сбой, неправильный шаг — и наша реакция на них — зеркально отражаются в фотографических паттернах на жаккардовом полотне и в анимационном видео «Протирая глаза». Текстиль в выставочном зале воспроизводит у зрителей обратное сенсорное переживание: невротизм движений его героев и строгая ритмика изображения вызывает телесный дискомфорт, напоминает о реакции на боль, переживании травматичных событий.

Опыт работы художницы на цифровом полу-автоматическом жаккардовом станке и его последующее осмысление вносит вклад в глобальную интердисциплинарную сеть киберфеминизма, одинаково внимательно относящегося как к ручному труду, так и современному развитию технологий.

Кристина Пашкова о проекте: «Часто художницы и художники заказывают текстиль на производствах или у других мастериц. Я вижу свою работу и эту выставку как, наоброт, присвоение технологий и секуляризацию такого сложного процесса, как жаккардовое ткачество. Полотно такого качества могут соткать только на производстве, где зачастую приходится сталкиваться с жесткими рамками рынка (заказ берутся ткать по авторскому эскизу, только если метраж ткани от 300 метров). Жаккардовый станок (ТС2), который стоит в Сводах, и который изобрели норвежские художницы, меняет это представление и дает возможность присвоить проиводственные мощности той, кто за ним работает».

Куратор: Кристина Пестова

Поделиться:

Серия событий
Ближайшее через 6 дней в 19:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов