22 и 30 декабря победительницы седьмой сессии программы «Фабричные мастерские» Наталья Зинцова и Марина Андросович представят в мастерской проект «Аэропорт имени Иммануила Канта».
Идея проекта связана с конкурсом 2018 года «Великие имена России», по итогам которого российские аэропорты стали называться в честь выдающихся соотечественников. На протяжении почти всего этапа голосования в Калининградской области лидировало имя Иммануила Канта, что сопровождалось ожесточенной общественной полемикой с выраженным ксенофобским настроем и вылилось в акты вандализма. Памятник и могила Канта подверглись неоднократным нападениям со стороны наиболее радикальных противников переименования аэропорта в его честь. В результате в мае 2019 года аэропорт Храброво был назван именем императрицы Елизаветы Петровны.
Проект «Аэропорт имени Иммануила Канта»:
– несуществующее место, место без места, странствующий проект, взаимодействующий с различными пространствами, форма отношений с другими местами,
– место, в котором раскрываются определенные аспекты понятий, сопутствующих ситуации и названию «Аэропорта имени Иммануила Канта»,
– место как серия эпизодов, воображаемых путешествий, в которых отправная позиция всегда связывается с одним из сопутствующих понятий,
– космополитичное место, которое собирается из проявлений практик коммеморации имени философа, как переговоров настоящего с прошлым.
22 и 30 декабря пройдут два первых эпизода: «Регулярные движения» — шестичасовой перформанс и «Авиабаза Кант» — видеоинсталляция.
«Регулярные движения»
В первом эпизоде «Регулярные движения» пространство будет организовано и реорганизовано при помощи мобильных балетных станков, которые выполняют функцию заграждений. Видение тела в балете, фокус на механике и интенсивности его сил, согласуется с машиной видения балета. Это тело, подчиненное канонам и дисциплине танца, сведенное к видимости абстрактного выражения сил, заключенной в геометрии танца, является одновременно и телом рабочего фабрики, действия которого редуцированы к выполнению конкретных задач в оптимальной последовательности движений.
Совокупность станков-заграждений отсылает к телу толпы, дисциплине и регулированию общественных пространств. Тип перестановок имеет отношение к различным ситуациям и местам, среди которых организация уличного пространства во время спортивных мероприятий (коридоры для марафонов и велогонок) и фестивалей, конфигурации митинга и парада, регламентацию доступа к публичным пространствам, заграждение как форма общественной безопасности (ремонт, замена дорожного покрытия), регулирование доступа и потока в аэропорту, а также лабиринт.
Совокупность перестановок — интегральное исследование видимого и допустимого в городе, разыгрывание различных конфигураций общественного пространства, и в то же время отражение того, что происходит на экономической сцене (например, пространство, в котором происходит действие, есть результат процессов джентрификации и связанной с ней череды перемен).
Пространство с рядом зеркал на всю стену и динамическими перестановками также образуют машину видения. Непрерывная лента зеркал представляет сцену для своего рода спектакля взаимодействия посетителя с конфигурацией пространства. В процессе навигации посетитель получает смешанный, соединенный опыт взаимодействия со станками-заграждениями и реконституции себя в пространстве через отражение в зеркале.
Отражение, умножение, реконфигурация, избыточность составляют характер этого пространства как гетеротопии и не-места. Нахождение в нем опосредованно нормами и предписаниями, заданными конфигурациями и функцией как выставочного пространства, а также ношением масок и перчаток и соблюдением дистанции.
«Авиабаза Кант»
В коллаборации с Бермет Борубаевой
Наложение мест происходит по омонимическому принципу: Аэропорт имени Иммануила Канта и российский военный аэродром Кант, расположенный в 2 км от киргизского города Кант (20 км от Бишкека). Этот город был образован в 1934 году вокруг сахарного завода. В переводе с киргизского «кант» означает «сахар».
Аэропорт и аэродром — кризисные гетеротопии по определению: охраняемые объекты стратегического назначения, со строгой системой проверки идентичности, зоны недоступности, жестко регламентированные и со множеством норм и предписаний, среди которых — контроль или запрет на съемку в этих пространствах.
В то же самое время, авиабаза Кант может быть описана и через идею не-места. Советское наследие было бесшовно переписано в фикцию геополитического контроля, пункт мобилизации тотальных воздушных путей, пространство, доступное только через официальное представление.
Изображение окрестностей авиабазы Кант и неба над ними проецируется на непрерывную зеркальную ленту, поверхность которой покрыта сахарной пудрой. Сахар «проявляет» изображение, позволяет проекции состояться, таким же образом, как производство сахара некогда способствовало появлению города Кант.
Сдвиг от аэропорта к военному аэродрому и отсутствие референта — самой авиабазы — подчеркивает призрачность реализации одного места через другое. Происходит связывание разного, того, что не может быть связано, смешение мест и времен: виртуальный «Аэропорт имени Иммануила Канта» и реальная авиабаза Кант, обращение ко времени Семилетней войны, когда в Кёнигсберге жил Иммануил Кант, а Российской империей правила в том числе Елизавета Петровна, а с другой стороны, обращение к Советской эпохе, когда город Кант получил свое имя.
Эпизоды будут реализованы в пространстве, которое в прошлом было цехом фабрики технических бумаг «Октябрь» (впоследствии ЦТИ «Фабрика»), залом для занятий хореографией, пространством проекта «Аэропорт имени Иммануила Канта», а в будущем станет площадкой для образовательного проекта.
Как добраться до мастерской:
22 декабря с 15 до 21 часа — «Регулярные движения»
30 декабря с 18 до 21 часа — «Авиабаза Кант» (в коллаборации с Бермет Борубаева)
Регистрация на события обязательна
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.